Памяти Анатолия Папанова...

Памяти Анатолия Папанова...
Жизнь и творчествоГалереяО нем пишутГостевая книга (раньше)
О нем пишут

Видеосюжеты об Анатолии Папанове

Ссылки на другие сайты

Статьи про Анатолия Папанова

    Парламентская газета, 31 октября 2002 года

    http://www.pnp.ru/

    Чеховский человек Анатолий Папанов


    Когда называют имя Анатолия Папанова, вспоминаешь грубовато-добродушное лицо актера, неповторимые интонации его голоса, блистательные роли, сыгранные большей частью в комедийных фильмах и спектаклях Театра сатиры.

    Однако личность и талант Папанова не ограничиваются кругом комических и сатирических образов. За простовато-лукавой маской - натура мощная, загадочная и до конца не познанная.

    "Он с детства мечтал стать актером, - рассказывала мне жена Папанова, актриса Надежда Каратаева. - Хотя семья была отнюдь не театральной. Отец - военный, мать - модистка. В Москве семья жила в районе Лужников. Анатолий еще в школе занимался в народном театре при клубе "Каучук". Там были прекрасные преподаватели вахтанговской школы. Но все это длилось недолго. Началась война. Его призвали в армию, в 42-м году он был тяжело ранен, несколько месяцев пролежал в госпитале".

    После выздоровления приехал в Москву, решил поступить в театральный институт. Художественным руководителем ГИТИСа в то время был Михаил Тарханов. Он его прослушал, предложил зачислить сразу на второй курс. Единственное, что его смущало, - палочка, с которой ходил молодой Папанов. "Я все смогу", - сказал начинающий актер. И действительно, избавился от хромоты. Никто никогда не догадывался о его ранении, хотя у него не хватало трех пальцев на стопе. - Он прекрасно танцевал, - замечает Надежда Юрьевна. - Мы познакомилась в ГИТИСе. Причем выяснилось, что с детства жили в одном районе. По бульвару ходил трамвай. В нем мы в институт и ездили. Ездили, ездили и доездились. Я привела его к себе домой, с мамой познакомила. До этого сказала: "Мама, у нас на курсе есть такой замечательный парень, я его люблю, и он меня любит. Мы хотим пожениться". Он пришел к нам бедно одетый, скромный, посидел, потом ушел. Я маму спрашиваю: "Ну как?" Она говорит со вздохом: "Ну, дочка, если любишь, конечно, выходи... Только что-то он не очень красивый". Маме казалось, что все, кто учится в театральном, должны быть красивыми... Я воскликнула: "Мама! Да он такой талантливый, ты даже себе не представляешь...". 43 года мы прожили с ним. Он был однолюбом. Одна семья, один театр. В Театре сатиры Анатолий Дмитриевич проработал всю жизнь, 39 лет...

    Надежда Юрьевна показывала мне фотографии, афиши к спектаклям: Папанов - Городничий в "Ревизоре", Фамусов - в "Горе от ума", смешной и трогательный домоуправ в "Маленьких комедиях большого дома", незабываемый полотер в "Гурии Львовиче Синичкине"...

    Коллеги по театру вспоминали, что работу в Театре сатиры Папанов начинал с эпизодов. Но даже эти эпизоды играл ярко и заразительно. Очень любил грим, любил ходить по гримировочному цеху, примерять парики, носы, уши. В спектакле "Мистерия-Буфф" Папанов исполнял роль черта. Сам придумал грим и костюм: все его одеяние костюмерша прошила волосами. А на ноги он надел стоптанные валенки, в которых отплясывал рок, вызывая восторг публики. "Не наиграешь - не сыграешь" - любимая его присказка.

    Первую известность принесла Папанову роль Боксера в пьесе Назыма Хикмета "Дамоклов меч". А потом - стечение обстоятельств или сама судьба понесла его на крыльях удачи.

    - Однажды в общежитии, где мы жили, раздался звонок с Мосфильма, - продолжала свой рассказ Надежда Каратаева. - Папанова приглашали на пробы в фильме "Живые и мертвые". Причем на главную роль - генерала Серпилина. Позже я узнала, что именно Назым Хикмет посоветовал Симонову попробовать на эту роль Анатолия Дмитриевича. Уже работая над ролью и перечитывая роман, Папанов шутил: "Я знаю, почему меня пригласили на эту роль... В романе написано, что у Серпилина было лошадиное лицо, но умные глаза..."

    После "Живых и мертвых" Папанов снимался много, поражая зрителей даже не профессиональным умением, а масштабом личности и разнообразием персонажей. "Золотой теленок", "Двенадцать стульев", "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука", "Дети Дон-Кихота", "Отцы и деды"...

    "Он обладал феноменальной популярностью, - вспоминает режиссер Александр Прошкин, - особенно после мультфильма "Ну, погоди!". Но порой эта популярность Папанову досаждала. Даже не сама популярность, а некое жлобство, которое с нею связано. Мол, я тебя знаю, значит, иди сюда, выпей со мной. Это вызывало у Папанова невероятное раздражение. Он запомнился мне человеком стеснительным, деликатным и абсолютно независимым. Не хотел, чтобы лезли к нему в душу".

    Мне же подумалось, что по сути своей Папанов - человек чеховский и прирожден был играть именно чеховских интеллигентов. Не случайно, его любимые роли в кино - Ионыч в фильме "В городе С.", Самойленко в "Плохом хорошем человеке", Гаев в спектакле "Вишневый сад". А разве не чеховских людей играет Папанов в фильмах "Белорусский вокзал", "Время желаний", "Холодное лето 53-го"?

    Мы опять рассматривали фотографии в кабинете Анатолия Папанова. Взглянув на одну из последних, Надежда Юрьевна вздохнула: "В тот год он очень устал. Уже в качестве режиссера поставил пьесу Горького "Последние" в нашем театре. Еле выпросил у Плучека... Анатолий Дмитриевич пригласил прекрасного художника. И надо сказать, с актерами работал замечательно. А в конце спектакля звучала молитва в исполнении Шаляпина... Ну а потом съемки под Петрозаводском - "Холодное лето 53-го"...

    Перед моими глазами проплыли заключительные титры фильма, потом - черная рамка, обрамляющая фигуру в потрепанной телогрейке: последний кадр, последняя роль Анатолия Дмитриевича Папанова.

    - Может быть, это плод моего воображения, - говорил мне режиссер "Холодного лета..." Александр Прошкин, - но в какой-то степени Папанов предчувствовал свой уход. Мы снимали сцену последнего боя, в котором его герой погибает. После съемок он вдруг попросил: "Пойди, покажи мне мою могилку". Я удивился: "Ну что за ерунда, Анатолий Дмитриевич, кино есть кино". А он свое: "Нет, покажи". А когда посмотрел на холмик с деревянным крестом, как всегда, что-то сострил, а потом как бы закрылся от всех, потерял нас, остался сам с собой.

    Кроме фотографий Надежда Юрьевна показала мне драгоценное свидетельство, удостоверяющее, что двое крымских ученых открыли планету и дали ей имя "Анатолий Папанов".

    А в конце нашей встречи сказала: "Знаете, он очень любил Тютчева. Помните, в "Холодном лете..." Папанов произносит строки: "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые..." Не знаю, случайность или не случайность его внезапная смерть. Просто не выдержало сердце. Или, как мне теперь кажется, столько этому сердцу положено было биться".

    Татьяна Земскова




Идея и разработка - СТУДИЯ ВЕБ-МАСТЕР
Хостинг предоставлен - "ТБ" Интернет провайдер   
Информационная поддержка - Московский Академический Театр Сатиры 

Rambler's Top100